Постановка задач IT компаниям
Давайте поговорим о том, как ставить задачи IT-исполнителям, чтобы развивать/создавать работающие инструменты в виде IT-системы. В своей практике мы часто встречаем ситуации, когда функциональный руководитель хочет получить работающее решение от специалистов IT, а получает либо ничего, либо явно не то, что хотелось.
Делимся своим субъективным мнением в данном направлении. Хотелось бы написать пошаговую инструкцию, но опираясь на опыт нашей работы с проектами внедрения ИТ-систем не нашлось такой явной «таблетки» для закрытия «головной боли» постановки задач ИТ-кам. Поэтому укажем только на набор шагов-подходов к решению взятого в обсуждение вопроса.
Итак, вот они по порядку:
ЖЕЛАНИЕ ДОГОВОРИТЬСЯ (ПРИЧЕМ ВЗАИМНОЕ)– ПЕРВОЕ, ЧТО ХОЧЕТСЯ ПОСОВЕТОВАТЬ
Звучит, возможно, очень просто или даже банально, но хочется сразу исключить из рассмотрения крайние ситуации, когда:
функциональный заказчик настойчиво говорит примерно так: «мне нужно, что бы было хорошо, а ты – придумай, как это сделать»
ИТ — исполнитель говорит: «будет описано формализованное ТЗ (согласно требованиям ГОСТ) – будем разговаривать»
Достаточно такого крайнего настроя хотя бы с одной стороны – и шансы на успех совместной работы над задачей резко стремятся к нулю.
Избежать такой ситуации помогут установки на результат, а точнее вера и напоминание себе – какие профиты принесут сторонам совместно полученные результаты.
НУЖНЫ ТЕРПЕНИЕ И ГОТОВНОСТЬ ОБЪЯСНЯТЬ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ С ПОВТОРЕНИЯМИ) СУТЬ ЗАДАЧИ И ВЕСЬ НЕОБХОДИМЫЙ КОНТЕКСТ ДЛЯ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Здесь возможны два варианта:
Подготовленный ИТ–исполнитель. Он знает — как собирать требования с потребителя и будет задавать то количество уточняющих и наводящих вопросов, которое ему необходимо для получения полной картины.
Неподготовленный ИТ–исполнитель. Ваша задача как потребителя рассказать ему достаточно контекста задачи, чтобы быть уверенным, что вас поняли правильно.
РАССКАЗЫВАЙТЕ НЕ ТОЛЬКО ЧТО ВАМ НУЖНО, НО И ДЛЯ ЧЕГО
Понимание эффектов и того, как будет использоваться полученный результат работы ИТ-ка, не только добавляет задаче смыла в глазах исполнителя, но и помогает сделать результат (инструменты в Системе) эффектоориентированными.
ПРОВЕРЯЙТЕ, ЧТО ПОСТАВЛЕННАЯ ЗАДАЧА ПОНЯТА ПРАВИЛЬНО
Тут желательно избежать прямых вопросов «перескажи, как ты меня понял» (никто не любит подозрений в своей глупости), а действовать более тонко:
После обсуждения задачи (по большей части вашего рассказа) попросите от исполнителя рассказать о способе выполнения, уточняя возникшие вопросы о том, что и как должно быть получено.
Просите «перевести» непонятные термины из ИТ-го сленга, чтобы у обеих сторон было одинаковое понимание обсуждаемого вопроса.
Проверяйте промежуточные прототипы решения (от 2 до 5 итераций, в зависимости от сложности задачи и результата).
ПРЕДЛАГАЙТЕ И ОБСУЖДАЙТЕ ВАРИАНТЫ, ИЩИТЕ КОМПРОМИССЫ
Часто спор и противоречие между функциональным руководителем и IT- исполнителем идет в разных «плоскостях»: правильный «функциональщик» заботится о простоте (скорости, эффективности, продуктивности) процесса, выполняемого с помощью Системы. А ИТ-специалист отстаивает правильность и простоту архитектуры Системы.
В результате обе стороны оказываются правы, но правда каждого – в своей «плоскости». Выходом является обсуждение и предложение сближающих вариантов, учитывающих и той и другой стороны. Практика показывает, что это возможно в большинстве случаев – было бы желание.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
В завершение хотим пожелать (и функциональщикам, и ИТ-кам) — будьте точны, будьте корректны, будьте предусмотрительны, будьте взаимно вежливы. И тогда Ваши задачи обязательно будут правильно поняты и выполнены.